Автор утверждает:
"...самые лучшие (выдающиеся) студенты и выпускники должны иметь материальную возможность работать не у вас в промышленности, а нас в вузах (если у них, конечно, есть такое желание)!"
"Дальше я пояснил, что взяв на работу лучшего, компания получает конкурентные преимущества, а отрасль почти наверняка этого человека теряет, если человек этот, как, например, Дж. Гослинг, не предложит что-то очень важное для человечества в целом. Оказавшись же в университете на преподавательской работе, он может нести “доброе и вечное” другим сильным студентам, которые как раз и пойдут работать к вам в промышленность."
"Суперталантливым молодым людям, по моему мнению, нельзя идти в крупные компании, так как в большинстве случаев они для отрасли даже не исчезнут, а можно сказать, просто аннигилируют."
Именно эти высказывания и вызвали наиболее жаркую полемику. Мне конечно не подняться в своих рассуждениях до анализа проблемм образования в целом, но с автором я не согласен.
Кафедра профессора Шалыто известна подготовкой призеров международных олимпиад по программированию. Это здорово, нужно, очень престижно и заслуживает всяческой поддержки на государственном уровне. Но к потребностям IT индустрии все это имеет мало отношения.
Лучшие должны оставаться в университетах, чтобы готовить еще более лучших. Такая замкнутая экосистема может хороша для университетов, но для отрасли она просто пагубна. Проблема обучения программистов сегодня в том, что обучение оторвано от реальных потребностей рынка, и такой подход только увеличит разрыв.
Действительно, уровень выпускников периферийных ВУЗов откровенно слабый из-за слабого преподавания, и тут надо что-то делать. В элитных университетах (МГУ, МФТИ, СПбГУ) дают хорошую системную, математическую и алгоритмическую подготовку, но нигде не дают нормальных знаний того, что относится к технологии программной инженерии. Все знают, что выпускники превращаются в хороших специалистов лишь через два, три года работы в реальных проектах.
Посмотрите на программы обучения на факультете ВМиК МГУ. Я был поражен, когда среди "конструирования компиляторов", "численных методов" и "математических основ криптологии" встретил там курс "Методология внедрения информационных систем". Воистину гора пошла навстречу Магомету, в МГУ программистов учат не только программировать но и внедрять свои программы! Сможет ли читать курс "методология внедрения информационных систем" человек, который со студенческой скамьи сразу перешел за преподавательскую кафедру. Чтобы рассказывать без нервного срыва и матерного слова о внедрении информационных систем, надо отдать этому делу несколько лет жизни.
Действительно, лучшие должны идти в образование. Но не оставаться там после обучения, а возвращаться туда, набравшись практического опыта. Именно так происходит в США, где венцом карьеры для software engineer является если не директорский пост в технологической компании, то профессорская кафедра в престижном университете.
Суперталанты не аннигилируют в индустрии. Тот же Гослинг и его команда пришли к созданию Java долгим и извилистым путем анализа реальных потребностей рынка, а не в тиши университетских лабораторий.
Специфика IT сегодня такова, что зачастую самые мощные инновации и исследования возникают вовсе не в университетах, а в индустрии, в последовательных центрах крупных корпораций и в маленьких стартапах. Это факт, и особенно актуально это для России. У нас нет инновационных учебных центров в области IT наподобие Университета Карнеги-Меллона или МТИ.
Наладить положительную обратную связь между индустрией и университетами для передачи инноваций и опыта, вот что необходимо. Что может подвигнуть успешных профессионалов заняться преподаванием? Деньги? Вряд ли, хотя без них тоже никак, успешный профессионал стоит дорого. Престиж, общественное признание? Пожалуй. И конечно, целенаправленные партнерские усилия компаний и университетов в области обучения. Пока на этом поприще замечены в основном крупные западные компании: Google, Microsoft, IBM. Они готовы инвестировать в обучение. Российские компании, если и рассматривают варианты партнерских отношений с учебными заведении, то в основном с позиций извлечения выгоды (продавать учебные курсы, "покупать" выпускников подешевле, поднатаскав их предварительно). Ну, видимо не созрели еще...
3 комментария:
Про потребности IT-индустрии - на самом деле "кафедра профессора Шалыто" кроме подготовки олимпиадников известна ещё и подготовкой хороших программистов (как ни странно), и большинство выпускников этой кафедры занимают ключевые девелоперские/манагерские позиции в самых разных питерских компаниях.
Да и "замкнутая экосистема" уже не первый год существует в рамках этой кафедры, например, есть такой человек Андрей Станкевич - преподаватель дискретной математики, теории компиляторов и т.д., бессменный тренер всех команд чемпионов мира по программированию "кафедры Шалыто" и много чего ещё. А теперь внимание, вопрос. Сколько получит IT-индустрия, если Андрей сейчас пойдет работать программистом в питерское отделения гугла, сана, транзас, яндекс, etc (подставьте любую большую питерскую компанию) и сколько получит IT-индустрия, если туда из года в год будут идти работать воспитанники Андрея?
Совершенно согласен с вами Антон.
Не вызывает никакого сомнения, что кафедра, сильная преподавателями выпускает отличных специалистов. Совершенно очевидно, что если лучшие выпускники будут оставаться в системе образования, то в университете сформируется преподавательская и даже научная Школа (вероятно уже сформировалась, вам виднее), и понятно что такая Школа, это в общем то главное в образовании.
Но опять же, заметьте, что на первом месте в таких рассуждениях стоят потребности образования.
Индустрии, не меньше чем школе, нужны выдающиеся специалисты, технологические лидеры. Состояться подобный лидер может только в производственной среде.
И к тому же, возвращаясь в университет в зрелом возрасте, с багажом опыта, тот же Андрей принес школе гораздо больше пользы.
Точно, отличников надо сделать ассистентами. И все будет ништяк -:). Только современный выпускник сам выбирает, где ему работать. Хороший программист - плохой препод (почти аскиома). Еслу у Шалыто есть ШКОЛА, значит есть исследовательская работа, которая может быть привлекательной для молодого таланта. Преподы должны быть на подхвате у молодого таланта в кафедральной лаборатории и получать свои полставки за реально участие в проекте, который выполняет талант.
Отправить комментарий