Оказывается на аппараты марсианской серии впервые были установлены бортовые цифровые ЭВМ. И тут началось. Первая станция так и не смогла покинуть околоземную орбиту:
"...Однако на траекторию полета к Марсу станция не перешла, так как не произошло повторного запуска двигателя разгонного блока 11С824 (блок Д). Как выяснилось при разборе неудачи, в бортовую вычислительную машину было введено ошибочное значение времени запуска двигателя блока Д. Из-за ошибки в разряде двигатель должен был запуститься не через несколько десятков минут, как предусматривала программа полета, а через полторы сотни часов. Аппарат с так и не сработавшим блоком Д остался на низкой околоземной орбите. В сообщении ТАСС АМС была названа очередным спутником "Космос 419". Через два дня после запуска, 12 мая 1971 года аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы и сгорел."
Вторая станция погибла тоже из-за программной ошибки:
"Официально она получила обозначение "Марс-2". Полет этой станции проходил вполне нормально, блок 11С824 отработал успешно и перевел аппарат на траекторию полета к "Красной планете". В ходе полета 17 июня, 20 и 27 ноября проводились коррекции траектории полета АМС. 27 ноября 1971 г. после проведения третьей коррекции перед отделением СА начала работу бортовая ЦВМ с целью выработать уставки на вход спускаемого аппарата в атмосферу Марса. Однако сработала БЦВМ неправильно, в СА были введены ошибочные уставки. Виной тому была программная ошибка в БЦВМ. Как выяснилось потом при разборе неудачи, "Марс-2" шел к "Красной планете" очень точно. Ориентация до отделения СА от орбитального блока практически не отличалась от расчетной ориентации СА для перевода на траекторию попадания. В этом случае до отделения спускаемого аппарата и его закрутки вокруг продольной оси работа системы ориентации станции не требовалась. Однако из-за ошибки в программе БЦВМ восприняла ситуацию неправильно и сформировала уставки, предусматривающие нерасчетную ориентацию АМС перед отделением. Через 15 мин после отделения на СА включилась твердотопливная двигательная установка. Она все-таки обеспечила перевод спускаемого аппарата на траекторию попадания на Марс. Однако угол входа в атмосферу оказался больше расчетного. Спускаемый аппарат слишком круто "зарылся" в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Парашютная система уже ничего не смогла сделать. 27 ноября 1971 г. СА, "прошив" атмосферу "Красной планеты", разбился о поверхность Марса в точке с координатами 4° с.ш. и 47° з.д. (Долина Нанеди в Земле Ксанфа). В сообщении ТАСС, посвященном "Марсу-2", говорилось, что на Марс впервые доставлен "вымпел с изображением Герба СССР". И это - правда: на борту СА действительно был закреплен вымпел. В делах космоса ТАСС тогда не врал. Вымпел вместе с "обеспечивающими доставку средствами", или как их назвал ТАСС - "капсулой", весил несколько сот килограммов. Никакой научной ценности жесткая посадка "вымпела" не имела."
Надо полагать, тестировщиков у них не было вообще. Но заметьте, менеджеры проекта оказались на высоте. Размазанный в лепешку спускаемый аппарат оказался "вымпелом с Гербом СССР". Кто нибудь что нибудь имеет против Герба СССР?
В общем, первые экспедиции тестировали программное обеспечение БЦВМ. Дальше казалось, все пойдет нормально. Но не тут то было. В дело вмешались народные рационализаторы.
"Во время комплексных электрических испытаний на космодроме на станции 3МП №51 произошел отказ в согласующем устройстве БЦВМ. При анализе неисправности выяснилось, что причиной отказа стало изменение технологии производства микросхем, изготавливаемых в Воронеже. С целью увеличения выпуска этого типа радиодеталей было предложено рационализаторское предложение. Оно заключалось в замене напыляемого в микросхемах золотого слоя на алюминиевый. Казалось, при этом характеристики изделия не ухудшались Однако через полгода-год в результате старения на алюминиевом слое образовывались раковины, что служило причиной выхода элемента из строя. Эти микросхемы использовались на всех аппаратах М-73. Анализ ситуации показал, что велика вероятность отказа БЦВМ по вине микросхем и вследствие этого - выход станций М-73 из-под контроля еще на трассе перелета к Марсу."
Я просто в ауте. И что вы думаете, они остановили программу и поменяли бракованные микросхемы? Ничего подобного. Они отправили их так как есть.
"В ходе полета станции отказали два из трех каналов БЦВМ. Причина была в той самой микросхеме. В связи с этим вторую коррекцию при подлете к "Красной планете" провести уже не удалось. 10 февраля 1974 г. станция подошла к Марсу. Однако бортовая вычислительная машина не выработала уставок на торможение и переход на орбиту ИСМ, корректирующая двигательная установка АМС не включилась. Поэтому в 18:34 ДМВ аппарат пролетел на высоте 1844 км над средним радиусом Красной планеты (5238 км от центра). Единственное, что он успел сделать, это по команде с Земли в 18:32:41 ДМВ включить свою фототелевизионную установку с короткофокусным объективом "Вега-3МСА"."
И так далее. Одна за другой на станциях отказывали БЦВМ, радиокомплексы и прочая аппаратура. Все цитаты взяты из материала в журнале "Марсианское время".
А в США, тем временем, миллиарды тратились на создание стандартов разработки софта (MIL-STD-498) и управления качеством (MIL-Q-9858). Результаты, как говорится, на лице. Американские марсоходы никак не хотят ломаться и продолжают ползать по марсианским пустыням, а у нас с 1971 года ни одна марсианская миссия так и не достигла успеха.
9 комментариев:
Адназначно не той дорогой шли "дарагие таварищи".
Про микросхемы из алюминия - очень по советски: отрапортовать, получить премию, а то что миллиардные аппараты бьются это - так, мелочи жизни... Сэкономили на миллион, потеряли миллиард.
А вообще космическую гонку СССР проиграл еще в 1969, когда амеры высадились на Луне. Напомню, что советская ракета взорвалась при старте и уничтожила стартовую площадку, которую не успели востановить. И после прочтения статьи мне кажется, что взрыв был вызван такими же "рационализаторами".
Респект за статью.
Положим, у американцев тоже аппараты бились по вине софта. Уже в новейшей истории.
Я не был бы столь категоричен, в общем.
А вы почитайте всю статью по ссылочке. Там нет никаких эмоций, только факты.
Как вам, например, тот факт что, все снимки Марса сделанные первыми станциями были пересвечены, ничего не разобрать. Разработчики ошиблись с определением светимости Марса, а возможности дистанционно или автоматически поправить экспозицию не было. И это в 71 году, когда авто-экспонометры уже начали появляться в бытовых камерах.
Очень интересную проблему вы затронули. Факты весьма доходчиво показывают как развивающаяся (европейско-ориентированная) космическая отрасль деградировала в азиато-ориентированную отрасль с заведомо нулевым развитием. Ведь если вдуматься, с определенного момента никакого развития не происходило (несмотря на все рационализации), а происходила ИМИТАЦИЯ развития. И возникает крайне интересный вопрос - а была ли данная имитация развития вызвана "разбазариванием" ресурсов (материальных и человеческих) или это был устойчивый "азиатский" социальный тренд - отказ от развития (отказ от будущего).
Европейско-ориентированная, азиатско-ориентированная - я не понимаю этих терминов.
Я хорошо знаком с ракетно-космической отраслью, некоторое время был, так сказать, внутри, много читал и не утратил интерес до сих пор. Так вот, наша ракетно-космическая отрасль всегда была догоняющей.
Когда разобрали немецкую Фау-2, наши конструкторы пришли в отчаянье. Для того чтобы повторить всю механическую часть, рули там, приводы всякие, у нас абсолютно не было ни станков ни людей способных это сделать.
Но механику подтянули, а вот с электроникой отставание всегда было катастрофическое, как и в программной инженерии. Развитие отдельных отраслей было всегда очень неравномерным. И представьте как в такой ситуации конкурировать в американцами.
Мы могли забрасывать к Марсу массы в несколько раз большие чем американцы, но полезной работы эта груда железа выполняла чуть.
Все это следствие "догонялок". Там где мы догоняли, в марсианской, в лунной программах, в постройке челноков - все шло наперекосяк. Там где шли своим путем - в венерианской программе, в орбитальных станциях, там был успех. У программы орбитальных станций, кстати, помимо военного был еще один аспект, о котором мало знают - это подготовка марсианской миссии. Наработано было много, почти все кроме посадки и старта с Марса. Но опять все слили.
"Европейско-ориентированная, азиатско-ориентированная - я не понимаю этих терминов."
Не вы один. :) Это конечно еще теория но весьма интересная. Идея состоит в анализе философских и культурных особенностей европейских и азиатских путей развития. Так вот европейцам более свойственно ВИДЕТЬ (чувствовать) будущее и соответственно видеть концептуальные проблемы в его (желаемого будущего) достижении. Отсюда европейский рационализм. Азиаты по большому счету будущего вообще не осознают, а некоторые не осознают и прошлого. Их жизнь сосредоточена на сегодняшнем дне. А философих тяготит к "вневременью".
Вот вы предельно точно описали проблему - там где развитие строилось "по-европейски" т.е. было собственно видение проблемы и желаемого будущего - успех. Там где развитие шло "по азиатски" - догоняющая стратегия и сплошные неудачи. А отчего? А оттого, что отсутствовало представление о желаемом будущем.
Ну то, что догонялки крайне повредили всем сферам, в которых проводились - это да, факт.
программисты обладают редким талантом похерить любой проект :)))
и не только руские. самая дорогая программистская ошибка - Ариан5:
http://en.wikipedia.org/wiki/Ariane_5_Flight_501
Отправить комментарий